14 мая на площадке НИУ ВШЭ в Москве прошло заседание рабочей группы «Образование и развитие человеческого потенциала». Участники встречи поделились особенностями образовательных систем, специфичными для их стран проблемами, а также опытом реализации мер по улучшению качества образования. Модератором мероприятия выступил председатель группы, директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. Активное участие приняли эксперты из Индии, Китая, Бразилии, ЮАР и России.
Участники встречи выразили признательность за организацию заседания и стремление к взаимодействию в рамках Гражданского форума БРИКС для выработки предложений главам государств. В ходе совещания были отмечены важность подготовки позиционного документа и качество подготовительной работы. Эксперты разработали ряд рекомендаций, которые войдут в финальную версию текста документа. Так, было предложено включить заявление о мультисекторальном сотрудничестве на национальном уровне между службами образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также местными муниципалитетами для создания благоприятных условий, в которых дети и молодежь могут учиться и развиваться. Кроме того, в ходе обсуждения была отмечена необходимость сделать акцент на социально-эмоциональном обучении и согласовании социально-эмоциональной компетентности с местными ценностями, убеждениями и практикой.
Участники заседания также подчеркнули важность партнерских взаимоотношений между школой и сообществом родителей, воспитателей и волонтеров для предоставления качественной образовательной поддержки учащихся. Помимо этого, эксперты отметили, что необходимо обеспечить гендерный баланс при приеме в учебные заведения путем проведения более жесткой политики: выявить реальные барьеры, которые влияют на доступ женщин к образованию, и устранить их.
Одним из ключевых аспектов встречи стал вопрос о необходимости привлечения гражданского общества к формированию политики в области исследований и образования, поскольку они выступают за повышение качества образования и развитие человеческого потенциала. В рамках этого вопроса эксперты предложили создать систему консультирования в учебные заведения для поддержания психологического здоровья и эмоционального благополучия учащихся, а также выступили за внедрение междисциплинарных исследований, которые могут способствовать развитию творческих способностей, критического мышления и навыков решения проблем.
В заключительной части участники отметили важность анализа рынка труда, языковых и культурных особенностей стран, а также приоритет использования доказательного подхода в выработке образовательных решений.
Дискуссия продолжится на национальном уровне в очном и онлайн-форматах для последующего обсуждения с представителями стран БРИКС.